Досрочное прекращение гарантийного срока

Закон в России – удивительная вещь. Он может существовать на бумаге, признаваться всеми, но по факту не исполняться. Или исполняться, но в такой странной и уродливой форме, что любой гражданин, если начнет во всех хитросплетениях закона разбираться, может впасть в уныние от того, как часто на закон плюют, а граждане это либо поощряют, либо не обращают на это внимание. Причем, даже тогда, когда их это касается напрямую!

С одним из видов нарушения закона сталкивается каждый потребитель, приобретающий новый автомобиль у официального дилера. Данные организации при покупке машины выдают ко всему прочему и «сервисную книжку», которая обязывает потребителя осуществлять техническое обслуживание именно у официального дилера, в противном случае, гарантийный срок прекращает свое действие. Наиболее частой проблемой является то, что в последующем дилеры отказывают на основании отсутствия отметки о прохождении технического обслуживания на определенной точке пробега автомобиля.

В каких случаях продавец может «снять» с гарантии


Согласно закону, у продавца есть право только продлить гарантию по сравнению с той, что была предусмотрена заводом. Никакого права досрочно прекращать свои гарантийные обязательства у продавца не имеется.

В каких случаях продавец имеет право отказать в гарантийном ремонте?


На данный вопрос ответ дается в статье 18 пункте 6 закона о защите прав потребителей. В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы. В соответствии со статьей 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст. 16 п. 2, Запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг).
Из вышеназванных статей закона можно сделать следующие выводы:
1. У изготовителя есть право только устанавливать гарантийный срок, но никак не прекращать течение данного срока.
2. Законом не предусмотрена возможность досрочного прекращения гарантийного срока.
3. Дилер же, устанавливая обязанность проходить техническое обслуживание только у него, ограничивает гражданские права потребителя, что согласно закону недопустимо.
4. Единственная законная возможность дилера отказать в гарантийном ремонте автомобиля – доказать вину потребителя в возникновении недостатка товара.

Требования дилера о том, чтобы все расходные материалы приобретались только у него, что также противоречит ст. 16 п. 2 ЗоЗПП, который запрещает обуславливать приобретение одних товаров обязательным приобретением других товаров.

Гарантийный срок, установленный в пробеге


Помимо этого, почти всегда гарантийный срок устанавливается в виде срока, либо определенного пробега, в зависимости от того, какое событие наступит раньше. Данная практика также представляется противоречащей действующему законодательству. Согласно статье 190 ГК РФ, срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Очевидно, что описываемое событие должно наступить вне зависимости от воли сторон: это, например, наступление определенного времени года или смерти человека. При этом нельзя сказать, что автомобиль обязан проехать определенное количество километров, ведь он может быть уничтожен или же владелец может отказаться от его использования до наступления указанного события.

Причем, не стоит забывать, что помимо авто дилеров, есть ещё целый ряд продавцов, включающих в договора пункты о досрочном прекращении гарантийного срока, и подобную практику необходимо пресекать. Владелец вещи вправе делать с ней все, что его душе угодно, при этом он все равно будет иметь право на получение гарантийного ремонта, в случае обнаружения недостатков, которые возникли по вине изготовителя. В случае же наличия такого рода ограничений, всегда можно воспользоваться услугами организации, которая вправе обратиться в суд за защитой прав неопределённого круга потребителей.