ДТП из-за ямы или как заставить дорожные службы выполнять свои обязанности

Вместе с большим распространением автомобилей среди населения, увеличивается и количество граждан, которые ежедневно сталкиваются с дорожно-транспортными происшествиями. К неприятным, а иногда и трагичным инцидентам приводят нарушение правил дорожного движения, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, эксплуатация неисправного автомобиля. Во всех указанных случаях ДТП виноваты граждане, однако есть ещё одна причина, из-за которой на дорогах ежегодно умирают по разным оценкам от 1,5 тысяч до 6,5 тысяч человек, а именно – плохие дороги.

ДТП из-за ям каждый год заставляют десятки тысяч людей сталкиваться с ситуацией, когда приходится ремонтировать автомобиль за свой счет, хотя их вины в произошедшем событии нет. При этом мало кто из водителей идет по сложному пути и требует оплатить ремонт от компании, занимающейся обслуживанием участка дороги, на котором произошло происшествие.
Однако при соблюдении ряда условий у гражданина, попавшего в такую неприятную ситуацию, есть возможность не только восстановить автомобиль за счет реального виновника ДТП, но и получить моральную компенсацию из-за случившегося.

Соответствие ямы стандартам


Если произошло ДТП из-за ямы, то необходимо понять, соответствует ли она ГОСТу. К сожалению, если изъяны проезжей части соответствуют стандартам, то и дорога не может быть признана опасной, а значит и доказать виновность организации, осуществляющей обслуживание дороги, будет крайне затруднительно.
Согласно государственному стандарту РФ ГОСТ Р 50597-93 (от 11 октября 1993 г. N 221), предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см. Крышки люков не должны отклоняться от уровня дорожного покрытия более чем на 2 см. Верх головки рельса трамвайных и железнодорожных путей, находящийся в пределах проезжей части, не должен отклоняться от уровня дорожного покрытия более чем на 2 см. Если хотя бы один из данных параметров больше, чем нужно, то необходимо зафиксировать причину происшествия на фотоаппарат, а также удостовериться, что сотрудники полиции при оформлении ДТП отметили факт наличия дефектов дорожного полотна.

Досудебный и судебный порядки урегулирования спора


После того, как все зафиксировано и документы оформлены, необходимо написать жалобу на недостаток дорожного полотна в прокуратуру и претензию в дорожную службу, обслуживающую данный участок дороги, с приложением результатов оценки причиненного в результате ДТП ущерба. В редких случаях организация пойдет навстречу и согласится выплатить требуемую сумму в досудебном порядке, однако куда чаще они постараются дотянуть до суда.
В силу крайне противоречивой судебной практики, а также сложности доказательства непосредственной причинно-следственной связи между ДТП и наличием на дороге дефектов, нередки случаи отказа в заявленных исковых требованиях. Но при этом судиться все же стоит, во-первых, потому что шансы все же далеко не нулевые; а во-вторых, потому что верховный суд уже вставал на сторону водителя, а значит суды, которые стремятся к однородности толкования законов, будут выносить решения с оглядкой на решение ВС РФ.
ДТП из-за ям происходят ежедневно, и чем больше граждан станут требовать от обслуживающих организаций понесенные из-за них убытки, тем чаще дорожные службы будут предпочитать содержать дорогу в хорошем состоянии, нежели оплачивать постоянный ремонт чужих автомобилей.