Гарантия на одежду редко устанавливается изготовителем или продавцом, однако случаи, когда недостатки купленного товара проявляются в течение короткого периода эксплуатации, нередки. А когда продавец, после устного общения с покупателем, не торопится разобраться в ситуации или возвратить уплаченные средства – и вовсе пропадает желание пускаться в разбирательства.
Однако следует понимать, что в данном случае закон на стороне потребителя, и чаще всего продавец после грамотно составленной претензии предпочитает возвратить уплаченные деньги.
Права потребителя в случае обнаружения в одежде недостатков
Потребитель, в случае обнаружения недостатка товара, вправе потребовать от продавца: расторжения договора купли-продажи, замены товара на аналогичный товар, безвозмездное устранение недостатков, соразмерного уменьшения покупной цены или замену на товар другой марки с пересчетом покупной цены.
Срок, в течение которого потребитель вправе выдвинуть указанные требования, законом четко не установлен. Если продавец установил гарантию на одежду, то в течение гарантийного срока покупатель, в случае обнаружения дефекта товара, может обратиться к продавцу с любым из вышеописанных требований, и продавец будет обязан исполнить выдвинутое требование, если не докажет, что недостаток возник по вине покупателя.
Однако гарантия чаще всего устанавливается на дорогую одежду, продающуюся в профильных магазинах. Закон не обязывает продавца устанавливать гарантию на одежду. Поэтому, когда речь идет о недорогих вещах, на которые гарантия не установлена, претензия должна быть подана в разумный срок, необходимый для обнаружения дефекта, но не более двух лет. При этом стоит уточнить, что многие виды одежды являются сезонным товаром (пальто, куртки, утепленные штаны и так далее), и течение срока начинается не со дня покупки, а со дня наступления соответствующего сезона.
Проведение независимой экспертизы товара
В случае, когда гарантия на одежду не установлена, обязанность доказательства ненадлежащего качества товара лежит на покупателе. Именно покупатель обязан подать товар на экспертизу (для этого необходимо обратиться в организацию по защите прав потребителей, имеющую право проведения экспертизы качества товара), при этом желательно уведомить продавца о дате и месте её проведения, чтобы позволить ему реализовать свое право на присутствие при проведении экспертизы.
После получения необходимого заключения эксперта, который бы заявил о производственном дефекте, необходимо обратиться в суд, а в исковом заявлении указать требования:
— о выплате моральной компенсации (ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей»);
— о выплате пени, из расчета 1% за каждый день просрочки (ст. 23 ч. 1 ФЗ «О защите прав потребителей»);
— о расторжении договора купли-продажи и возврата уплаченных денежных средств (ст. 18 ФЗ «О защите прав потребителей);
— о выплате всех расходов, связанных с судебным разбирательством, вроде почтовых отправлений, оплаты экспертизы (ст. 98 ч. 1 ГПК РФ);
— о взыскании расходов на оплату услуг представителя (ст. 100 ГПК РФ).
Из-за того, что потребитель оказывается слабой стороной в вопросе защиты прав потребителя, суды охотно становятся на их сторону. Чаще всего оказывается достаточным иметь исковое заявление и экспертное заключение для того, чтобы суд удовлетворил требования покупателя.
Судебные разбирательства неприятны, а когда речь идет о такой мелочи как одежда, чаще всего и не интересны в силу малозначительности потерь покупателя. Однако только осознание возможности получения подобных требований в судебном порядке дисциплинирует продавцов. И возможно со временем, когда люди привыкнут защищать свои права в суде, продавцы будут предпочитать вежливо удовлетворять требования покупателя в досудебном порядке, что повысит репутацию продавцов и удовлетворение жизнью потребителей.