Ничто не вечно под Луной, и товары, купленные гражданами в магазинах, не исключение. К сожалению, нередко людям приходится сталкиваться с заводским браком, повреждением своей покупки при транспортировке или иным фактором, который привел к потере товаром своих потребительских качеств. В ряде случаев ремонт товара ненадлежащего качества невозможен или нецелесообразен, тогда необходимо прибегнуть к возврату денежных средств или замене приобретенной вещи. Однако при покупке товаров, отнесенных законодательством к категории технически сложных, срок возврата или обмена составляет всего 15 дней, если же недостаток проявился в более поздний срок, то должен быть произведён гарантийный ремонт, который имеет ряд особенностей.
Когда продавец не обязан бесплатно ремонтировать вещь
Продавец не всегда обязан производить ремонт прибора, срок гарантии на который ещё не истек, за свой счёт. В случае если вред возник вследствие неправильной эксплуатации товара, ремонт производится за счет потребителя. При этом бремя доказывания факта неверной эксплуатации лежит на продавце. Он обязан произвести за свой счёт экспертизу, которая объяснит причины возникновения недостатка. Если факт вины потребителя подтвердится, то продавец вправе потребовать возмещения потраченных средств на экспертизу.
Уведомление о проведении экспертизы является обязательным. Связано это с тем, что покупатель, не зная о месте и времени проведения экспертизы, не сможет полностью реализовать своё право на оспаривание её результатов в дальнейшем. Бремя доказывания факта надлежащего уведомления потребителя лежит на продавце. В случае отсутствия каких-либо фактических данных, позволяющих однозначно установить, что покупатель был надлежащим образом уведомлен о проведении экспертизы, суд может отклонить акт экспертизы товара в силу того, что он получен с нарушением закона.
Отказ в ремонте из-за сорванных пломб
Нередко потребитель пытается провести ремонт своими силами, а позже ему отказывают в проведении гарантийного ремонта, аргументируя это тем, что сорваны фабричные ярлыки и пломбы. Однако данная аргументация не может быть признана законной, поскольку покупатель сам вправе по своему усмотрению распоряжаться своим товаром, в том числе разбирать его, собирать и совершать иные действия. И без доказательств, что именно действия покупателя привели к поломке, продавец не вправе отказать от приёма товара на ремонт (а в случае наличия спора о причины возникновения дефекта, на экспертизу).
Срок гарантийного ремонта
Срок устранения недостатков устанавливается по договорённости, но он не может превышать сорок пять дней. Если на гарантийный ремонт был отдан товар длительного пользования, то по требованию потребителя продавец обязан в трёхдневных срок предоставить ему товар с теми же потребительскими свойствами (кроме автомобилей, мотоциклов; электробытовых приборов, используемых как средства личной гигиены; мебели; электробытовых приборов, используемых для термической обработки продуктов и гражданского оружия).
В случае если подменённый товар не был передан потребителю или же был передан в срок, превышающий три дня, а также в случае если срок ремонта превысил максимально разрешённый законом (сорок пять дней), то продавец обязан выплатить потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% от цены товара. При этом суд на основании ст. 333 ГК РФ вправе уменьшить размер неустойки, если он будет несоразмерным последствиям нарушенного продавцом обязательства.
Таким образом, для проведения гарантийного ремонта товара потребителю необходимо лишь написать заявление с требованием об исправлении недостатка товара, передать товар, и в случае необходимости явиться на экспертизу. Все обязанности же лежат на продавце. В случае отсутствия времени на походы в магазин и изучение законодательства, всегда можно обратиться в подходящую организацию, занимающуюся защитой прав потребителей. Однако нередко потребители пытаются сдать в ремонт товары, имеющие дефекты эксплуатационного характера (уроненные в воду мобильные телефоны, битые фотоаппараты и тому подобное), что ведёт не только к продлению срока ремонта, но также и к необходимости оплаты экспертизы, а в случае отказа и судебных сборов.