Кодекс административного судопроизводства РФ: роль и место в национальной правовой системе

Кодифицированный документ, регулирующий порядок рассмотрения административных дел судами РФ, был принят три с половиной года назад. Это уже двадцать первый принятый кодекс в России. Необходимость в нём действительно была и, больше всего, это связано с его положительным влиянием на дальнейшее развитие административного судопроизводства. Многие правовые эксперты считают некоторые положения КАС РФ оторванными от действительности, а равно не решающими проблем по недопущению произвола и нарушения законности в публичном управлении. Немало известных юристов высказываются положительно и являются сторонниками документа, обозначая его важным этапом на рубеже модернизации процессуального законодательства.

До принятия КАС РФ административное судопроизводство оставалось без кодифицированного правового акта, чётко регулирующего порядок его реализации. В то же время разрешение административных дел после принятия нового кодекса не претерпело серьёзных изменений. Напомним, что до 2015 года роль КАС РФ выполняли другие два документа: ГПК РФ и АПК РФ. В связи с этим стоит отметить, что системы специализированных административных судов ещё нет, она только формируется.

Кодекс административного судопроизводства РФ предоставил высокий уровень дискреционных полномочий, что требовалось при рассмотрении большого ряда дел публично-правового характера. Большое внимание обращено на порядок доказывания законности управленческих действий, хотя эта обязанность также возлагается на должностных лиц, поскольку здесь участвует более слабый субъект публичных правоотношений – гражданин. Следует отметить, что развитой модели административного судопроизводства пока нет, но КАС РФ является прямой дорогой к развитию полноценной системы судов специализированной юрисдикции.

Основные новшества институционального аппарата

Конституция Российской Федерации определила правовую базу для развития административной юстиции. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека считается обязанностью государства, в том числе это обеспечивается правосудием.

КАС РФ – это своевременный законодательный акт, который содержит большое количество новых понятий. ВС РФ принимает заглавное участие в становлении и развитии административной юстиции, а также правосудия в целом. Безусловно, принятый в 2015 году Кодекс улучшил ситуацию, а также сделал необходимый вклад в строительство процессуального законодательства. Документ регламентирует порядок рассмотрения очень большой группы административных дел.

Отношение к нему неоднозначное среди научной юридической общественности, именно в силу того, что в нём много непривычных вещей. Арбитражный процессуальный кодекс РФ выполняет возложенную на него функцию по регулированию правоотношений в системе судов. Статья 189 АПК РФ гласит, что дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе рассматриваются настоящим Кодексом, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены ФЗ. Другими словами, сегодня ещё существует параллельное регулирование, но, безусловно, с принятием КАС РФ удалось снять многие вопросы.

Новый документ хорошо затронул специфику рассмотрения судебных дел с участием органов власти, чего явно не хватало российскому законодательству. Часть общих положений касается предмета КАС РФ, из которых можно сделать вывод, что к административным делам, рассматриваемым по правилам настоящего документа, относятся дела, возникающие из

правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности субъектов. Также установлены определённые рамки, где один из субъектов правоотношений реализует публично-властные полномочия.

Указанные критерии похожи на положения Гражданского кодекса РФ. Не все классические случаи, связанные с оспариванием нормативного акта, попадают в категорию административных дел, хотя формально к ней относятся. Добавление новых критериев (форм административных дел), которые будут рассматриваться, не обеспечило полностью понимание, какие всё-таки дела будут рассматриваться в рамках административного судопроизводства.

Стоить отметить ещё одну категорию дел, которая указана предметом регулирования КАС РФ: дела, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или публичных полномочий. Это могут быть дела о прекращении деятельности СМИ, об установлении или досрочном прекращении административного надзора и другие.

Особенности принципов, указанных в КАС РФ

На первом месте идёт принцип независимости судей, означающий, что судьи должны подчиняться исключительно закону, главный из которых Конституция РФ. Затем идёт принцип равенства всех перед судом и законом, а также указана необходимость справедливого разрешения административных дел. В ст. 6 КАС РФ обращено внимание на разумный срок исполнения судебных актов и осуществления административного судопроизводства.

Стоит отдельно отметить несколько таких принципов, как открытость судебного разбирательства и непосредственность. Аудио протоколирование является важной частью всего процесса, но суд вправе принять решение о закрытом порядке проведения заседания, если на это будут веские причины (разглашение секретных сведений и т.п.). Замена судьи предполагает возврат к началу рассмотрения дела, что указывает на соблюдение принципа непосредственности. В силу объективных причин и судебной нагрузки соблюсти принцип непрерывности рассмотрения дел не всегда представляется возможным.

Сегодня удалось избавиться от большинства существенных недостатков первой редакции КАС РФ. Документ успешно «прижился» и эффективно исполняет те цели, для которых он призван, но вопрос о создании специализированных административных судов пока так и остаётся открытым.