Компенсация морального вреда для повышения качества обслуживания потребителей

Культура ведения бизнеса, общения с покупателями в России порой хромает. А уж об уважении к потребителю чаще всего и речи не идет. На ситуацию можно повлиять двумя путями: повышать общую культуру населения (причем на это потребуется не один десяток лет), либо начать судам взыскивать нормальную моральную компенсацию лицам, пострадавшим от поведения сотрудников частных или государственных компаний. Разумеется, всегда можно обратиться в организацию, занимающуюся защитой прав потребителя, но такого рода компании обычно также не могут серьёзно повлиять на суды для повышения компенсации морального вреда.

Для примера того, что происходит сейчас, можно взять решение от 4 мая 2012 года Советского районного суда города Улан-Удэ с председательствующей судьей Чимбеевой. Согласно описательной части данного решения, гражданка с двумя дочерьми пришла в магазин одежды, после примерки они пошли на выход, где их остановили сотрудники магазина, при этом один из продавцов оттолкнул от двери одну из дочерей. Охранники закрыли магазин и требовали провести досмотр сумок потребителей. После полученного отказа сотрудник охраны, очевидно, не очень хорошо зная законодательство, вызвал ещё охраны, которая приехав, начала выдвигать те же требования. Лишь после вызова самими истцами полиции приехал сотрудник, которому было продемонстрировано содержимое сумок и автомобиля.
Судом было вынесено решение о взыскании с ООО «Флагман» в пользу каждого истца (гражданка и две её дочери) по 3 тысячи рублей, а также 4 тысячи рублей на оплату государственной пошлины. Итого данная компания была обязана выплатить 13 тысяч рублей.

Сотрудники магазина и охранники нарушают целую кучу статей закона. Очевидно, что истцы не могли покинуть магазин на протяжении нескольких часов. Также не стоит забывать, что все происходило в магазине, где имелись другие покупатели, и подобные обвинения явно не несут оздоравливающего эффекта даже для молодых людей. Не стоит забывать про стресс, который испытали на себе истицы, и получится полный букет проблем, который неумелые сотрудники подарили своему начальству.
Одного этого достаточно для того, чтобы выплатить немаленькую компенсацию морального вреда (причем во внесудебном порядке), с целью предотвращения порчи репутации предприятия и недопущения привлечения к ответственности сотрудников магазина.
Представляется очевидным, что эти 13 тысяч рублей вряд ли привьют сотрудникам данного магазина хоть малейшую толику культуры.

Любопытно при этом, что у судей нет никаких четких критериев оценки необходимой компенсации. Если в вопросах авторского права указано, что минимальная сумма составляет 10 тысяч рублей, а максимальная 5 миллионов, то судьи взыскивают с нарушителей авторского права вполне достойные вознаграждения. При этом можно ли сказать, что степень опасности общественного деяния в виде взятой без разрешения фотографии выше, чем то, что сделали данные сотрудники магазина и охранного предприятия?

Бывают, конечно, и исключения. В 2006 году потребителя не пустили в кинотеатр в военном камуфляже, что повлекло взыскание с кинотеатра компенсации морального вреда в размере 30 тысяч рублей, что с учетом инфляции сейчас равно 73 тысячам рублей. И счет подобным делам идет на единицы. Впрочем, скорее всего такой большой размер компенсации связан с тем, что «в этой же форме он ходил на прием к Владимиру Путину». Отсюда можно сделать вывод, что для адекватного размера выплаты необходимо в магазины одежды, кинотеатры и другие заведения ходить в одежде, в которой Вы встречались с Путиным.

А остальным, очевидно, остается уповать щедрость суда, который оценит Вашу личность и моральные страдания на пару тысяч рублей.