Компенсация пассажиру при отмене рейса

Пользование транспортными услугами является ничем иным, как заключением договора перевозки пассажира, который накладывает на обе стороны сделки определенные права и обязанности.
В соответствии со статьей 786 ГК РФ, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Данное определение дает понимание основных прав и обязанностей сторон. Однако бывают случаи, когда условия сделки не выполняются, например, если по какой-то причине компания отменит рейс и не перевезет пассажира, то есть не исполнит свои обязательства по договору.
Здесь стоит рассмотреть права на компенсацию, которые имеет потребитель, оказавшийся в подобной ситуации.

Право на компенсацию морального вреда


Когда по какой-либо причине произошел односторонний отказ от исполнения договора со стороны перевозчика, потребитель вправе обратиться в суд за истребованием компенсации морального вреда. В такой ситуации действуют ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» и ст. 151 ГК РФ. При этом необходимо учитывать, что суд будет руководствоваться как степенью вины перевозчика, так и степень нравственных и физических страданий пассажира.
Например, если не удалось исполнить договор по причине стихийного бедствия, или нравственные и физические страдания выразились в необходимости посидеть на лавочке летом в течение 30 минут, смысла ожидать вменяемого размера компенсации морального вреда, нет.
С другой стороны, если перевозчик отказался исполнять договор, потому что ему не хочется, а пассажиру из-за этого пришлось спать на вокзале или пропустить рабочий день, то есть все шансы на получение нормального размера компенсации морального вреда.

Право на возмещение убытков


Помимо требования о компенсации морального вреда появляется возможность возместить все убытки, связанные с неисполнением перевозчиком своих обязательств. Так, согласно статье 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

К подобным убыткам могут быть отнесены расходы на гостиницу, услугами которой пришлось воспользоваться пассажиру; неполученную заработную плату, в случае, если у гражданина появилась необходимость продлить отпуск без сохранения заработной платы; уплату расходов на отправку заказных писем в адрес перевозчика и иные виды убытков.
С другой стороны, если из-за того, что перевозчик не перевез пассажира, последнему пришлось приобрести билеты большей стоимостью, то разница в ценах не будет считаться убытками, и требовать эту разницу не стоит.

Штраф перевозчику за несоблюдение условий сделки


В случае если дело дойдет до суда и суд удовлетворит требования потребителя, то на основании ч. 6 ст. 13 закона «О защите прав потребителей», на перевозчика будет возложена обязанность оплатить штраф в размере 50% от суммы понесенных убытков за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований пассажира.

Суды в большинстве случаев принимают решение в пользу слабой стороны в гражданском процессе. Слабой стороной в данном случае является пассажир (очевидно, что организационные, финансовые, ресурсные и иные возможности несравнимы и находятся на стороне перевозчика), поэтому суд, скорее всего, встанет на его сторону и обяжет компенсировать понесенные убытки. Но нежелание идти в суд и защищать свои права чаще всего и является причиной халатного отношения к своей работе компаний-перевозчиков.

comments powered by HyperComments