Минтруда РФ обсуждает «налог на тунеядство»

На протяжении последних нескольких лет постоянно слышатся разрозненные мысли о введении «налога на тунеядство». И, вроде, все вечно открещиваются, мол, вводить не собираются. Но мысли-то высказываются. И ведь очевидно, что подобные меры не найдут отклика в народе и популярными не будут, а значит нервируют граждан не просто так. Либо дают информационный повод для разговоров об этом налоге и смотрят на реакцию, либо просто подготавливают к неотвратимому его введению.

Андрей Пудов, заместитель министра труда и социальной защиты РФ, сообщил, что происходит обсуждение целесообразности введения налога на тех лиц, которые находятся в трудоспособном возрасте, но не уплачивают страховые взносы и не заняты в трудовой деятельности. Подобные обсуждения происходят с оглядкой на белорусский опыт, при этом никаких конкретных нормативных актов на данный момент не готовится.

Исторический опыт


Помнится, что-то подобное уже было в лихие 1961-1991 годы. Статья 209-1 УК РСФСР, устанавливавшая ответственность за злостное уклонение лица, ведущего антиобщественный образ жизни, от выполнения решения исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов трудящихся о трудоустройстве и прекращении паразитического существования. Санкцией за данное преступление было лишение свободы до одного года или исправительные работы на тот же срок.

Зарубежный опыт


Не так давно в Белоруссии 2 апреля 2015 года был опубликован декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Данный декрет устанавливает обязанность платить налог в размере 20 базовых величин (по состоянию на 2016 год базовая величина составляет 210 000 белорусских рублей или 10,88$) для лиц, которые «не участвовали в финансировании государственных расходов» более 183 дней в году. Разумеется, от уплаты данного «налога на тунеядство» освобождаются многие категории граждан, например: инвалиды; пенсионеры; лица, не достигшие возраста совершеннолетия; лица, отбывающие наказания в исправительных учреждениях и многие другие.
Любопытен опыт и других стран, в которых подобный налог присутствует. Жаль только что других стран с подобными сборами на планете Земля не присутствует. Впрочем, данный факт позволяет понять, почему Россия учится именно у Беларуси, а не у других не слишком развитых стран. Ведь к ВВП на душу населения в размере $5 749 стоит стремиться.
Ряд других стран, например Финляндия, имеет ВВП на душу населения в размере $41 973, и на её территории вводят безусловный основной доход, концепция которого заключается в выплате каждому гражданину (вне зависимости от его возраста, пола, места работы и так далее) определенной денежной суммы. Впрочем, в Финляндии данная концепция ещё не введена, сумма в 550 евро будет выплачиваться, начиная с 2017 года, поэтому судить о ней пока рано.
Зато в Намибии с января 2008 по декабрь 2009 год подобная практика была уже задействована. Закончилось это тем, что произошло уменьшение бедности и уровня преступности, повысилась экономическая активность граждан и уровень посещаемости в школах.

При всем при этом, хотелось бы услышать ответы на некоторые логичные вопросы, возникающие в связи со всеми этими прекрасными рассуждениями от министерства труда. В России право на труд поменяли на трудовую повинность? Обязано ли будет в таком случае государство обеспечивать каждого работой? Где обещанные 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест? Обязаны ли домохозяйки и домохозяева бросить своих чад и хозяйства с целью выполнить свою почетную трудовую обязанность? А гражданам России-то очередной налог зачем?