Навязанная услуга (товар, работа)

Согласно ст. 16 ч. 2 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причинённые потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объёме. Прямо закреплённый в законе запрет на навязывание услуги не останавливает даже крупные компании от этого действия.

Что такое навязанная услуга (товар, работа)

Если организация отказывает клиенту в заключении договора (в нарушение требований п. 3 ст. 426 ГК РФ), когда он не согласен с необходимостью приобретения дополнительных товаров (работ, услуг), то такие действия будут восприняты как навязывание товара (работ, услуги). Просьбы продавца или его настойчивые предложения о заключении дополнительных договоров, не являются нарушением закона.

Наиболее частые нарушения

Самыми распространёнными нарушениями подобного рода являются действия страховых компаний, операторов связи и банков.
Страховые компании нередко отказывают потребителям в заключении договора ОСАГО без заключения договора страхования жизни или здоровья. Данное нарушение получило гигантское распространение, в итоге законодателям пришлось ввести санкции за необоснованный отказ страховой организации, страхового агента, страхового брокера от заключения публичных договоров. За это правонарушение на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а для юридических лиц штраф может составлять от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей.
Операторы сотой связи могут подключить дополнительные платные услуги, которые клиенту не нужны. Узнать о них можно через личный кабинет (если есть такая возможность), либо запросив детализацию счёта (за данную услугу оператор вправе взимать плату в соответствии со своими тарифами).
Банковские служащие при выдаче кредита навязывают различные виды страхований (страхование жизни, здоровья, потери трудоспособности), мотивируя это тем, что банк вряд ли одобрит кредит без этих дополнительных услуг. И хотя закон даёт право банку устанавливать застрахованным лицам более низкие процентные ставки, отказ в кредите потребителю только на основании нежелания клиента заключить дополнительные соглашения является незаконным.

Что делать при навязывании услуги (товара, работы)

Лучшей тактикой в подобной ситуации является отказ от заключения договора на условиях организации и предложение заключить договор без навязанных услуг. При разговоре с сотрудниками организации желательно использовать диктофон. Своё предложение о заключении договора можно отправить также в письменном виде по почте и, дождавшись письменного отказа, можно будет начинать действовать.

Если же времени на препирательства нет (например, есть необходимость управлять транспортным средством, а делать это без полиса ОСАГО нельзя), то можно согласиться со всеми условиями. Для дальнейшего разбирательства в судебном порядке необходимо будет представить доказательства принуждения приобретения одной услуги для получения нужной (для этого подойдёт диктофонная запись предложения продать товар без навязанной услуги).
Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора, поэтому наличие дополнительных услуг в договоре (или заключение дополнительных соглашений) не может являться однозначным доказательством навязывания услуги. Согласно п. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Поэтому если договор был заключен, то отсутствие доказательства навязывания услуги, вероятно, приведёт к проигрышу дела в суде.
Данная позиция подтверждается, например, п. 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 г. № 146, в котором говорится, что включение в кредитный договор с заёмщиком-гражданином условия о страховании его жизни и здоровья не нарушает прав потребителя, если заёмщик имел возможность заключить с банком кредитный договор и без названного условия.

Чаще всего организации навязывают свои услуги, при этом нередко используя своё положение и зависимость от них потребителя (запрет на эксплуатацию транспортного средства без полиса ОСАГО или необходимость срочного получения кредита в банке на неотложные нужды). Способов противостоять этому множество, начиная от обращения в саму организацию и заканчивая судебным разбирательством.