В замечательной книге Ильфа и Петрова «Золотой теленок» одним из персонажей была произнесена фраза, врезавшаяся нам в память. То и дело мы слышим цитату, которая гласит: «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения». С первой публикации данной книги прошло уже 85 лет, и автомобиль действительно превратился во вполне обыденное явление, а количество машин увеличилось в десятки раз. Только остается вопрос, а нужна ли машина людям?
В первую очередь стоит уточнить, что существует ряд людей, которым нравится иметь машину. Для этого могут быть разные причины, например, кому-то нравятся ощущения во время управления транспортным средством, а кто-то является фанатом мобильности и свободы. Для таких людей вопрос о том, нужна ли им машина, не стоит.
Не стоит забывать про лиц, чья работа так или иначе связана с автомобилями. Это могут быть дальнобойщики, водители транспортных компаний, таксисты, монтажники (у которых есть необходимость возить большое количество инструмента) и представители иных профессий. Здесь же можно вспомнить и про тех, кто даже теоретически не может добираться до пункта назначения на общественном транспорте, то есть жители труднодоступных деревень. Разумеется, такие люди объективно не могут отказаться от покупки автомобиля.
Но нужна ли машина тем, кто доставляет на ней лишь свое тело на работу и обратно, а раз в неделю ездит в магазин за продуктами? Представляется логичным, что главным критерием оценки могут являться вопросы финансов и времени.
Сколько времени экономит автомобиль?
Согласно данным портала Super Job, в Санкт-Петербурге 35% добираются до работы на личном транспорте, а 55% на общественном транспорте. При этом на личном транспорте среднее время достижения рабочего места составляет 43 минуты против 57 у тех, кто предпочитает общественный транспорт. Предположительно, примерно такое же время требуется для того, чтобы вернуться домой, итого получается ежедневная экономия времени в размере 28 минут.
В 2016 году 119 выходных дней, к которым добавляются 22 дня отпуска (стандартный отпуск в 28 дней минус 8 выходных), итого за год 225 рабочих дней. Путем несложных подсчетов получается, что в Санкт-Петербурге автомобиль экономит своим владельцам 105 часов в год.
Сколько финансовых ресурсов требует автомобиль?
С вопросом финансов все несколько сложнее. Очень много переменных и очень много факторов, поэтому будут взяты примерно средние показатели.
Чтобы не высчитывать затраты на диагностику, лучше присмотреть себе новый автомобиль в достаточно скромном ценовом сегменте. Такой аппарат обойдется счастливому владельцу примерно в 600 тысяч рублей. В среднем, прежде чем продать машину проходит 56 месяцев со дня покупки. С учетом износа примерно в 10% в год за это время машина потеряет примерно половину своей цены, а значит за почти 5 лет владения автомобилем, собственник потратит примерно 300 тысяч рублей только на саму машину, т.е. около 60 тысяч в месяц.
Из обязательных платежей будет налог и покупка полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Налог на автомобиль мощностью 110 лошадиных сил в Санкт-Петербурге составляет 3 850 рублей в год. Стоимость полиса ОСАГО в среднем составляет 6 195 рублей.
Затраты на техническое обслуживание будут составлять около 7 тысяч рублей в год (при условии, что годовой пробег автомобиля не превысит отметки в 15 тысяч километров). Сюда же стоит добавить затраты на различные не предвиденные расходы, вроде замены лампочек, дворников, фильтров и иных вещей, имеющих свойство быстро изнашиваться. Подобные мелкие расходы выльются примерно в 4 тысячи рублей в год. Ну и не стоит забывать про то, что машине для поездок требуется бензин. Здесь цифры будут варьироваться, но в среднем в городском режиме расход топлива составляет примерно 10 литров на 100 километров, а значит при выше обозначенном пробеге в 15 тысяч километров, будет израсходовано 1 500 литров бензина, что при цене в 38 рублей за литр даст ежегодный расход в 57 тысяч рублей.
Подводя итог вычислениям, имеем следующее:
1. Автомобиль – 60 000 рублей.
2. Налог и полис ОСАГО – 10 045 рублей.
3. Обслуживание и бензин – 68 000 рублей.
Итого ежегодно владелец автомобиля тратит на своего железного коня 138 045 рублей. И это при условии того, что автомобиль находится в бюджетном сегменте.
В то же время не стоит забывать и про необходимость оплаты общественного транспорта. При условии ежедневного использования метрополитена два раза житель Санкт-Петербурга тратит на дорогу 70 рублей в день или 15 750 рублей в год. Порой у каждого может возникнуть необходимость срочно перенести свое бренное тело в пространстве, поэтому имеет смысл добавить ещё две поездки в месяц на такси средней стоимостью 500 рублей, а значит ещё 12 тысяч рублей в год на такси. Итого в год человек тратит в среднем 27 750 рублей на общественный транспорт и неожиданные поездки на такси.
И при самых смелых раскладах отказ от автомобиля в пользу общественного транспорта даст семейному бюджету от 100 до 120 тысяч рублей в год. Напомню, что машина экономит 105 часов в год, а значит, каждый час экономии стоит человеку около одной тысячи рублей.
Здесь, конечно, можно рассказать про то, что жизнь бесценна, и каждый час стоит куда больше, чем тысяча рублей, только не стоит забывать, что средняя зарплата в час в России составляет 192 рубля.