Закон о защите прав потребителей устанавливает право клиента на обмен или возврат товара надлежащего качества. Данное право играет на руку, как потребителю, так и продавцу. Покупатель, зная, что сможет вернуть покупку в случае, если она не подойдёт, более склонен к спонтанным покупкам. А продавец получает больше выручки, поскольку далеко не все потребители, которые поняли, что приобретённый товар им не нужен, пойдут и будут требовать его обмен или возврат.
Обмен товара надлежащего качества
Согласно п. 1 ст.25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1″О защите прав потребителей», потребитель имеет право обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретён, если указанный товар не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Своим правом потребитель может воспользоваться, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, фабричные ярлыки, а также имеется чек, подтверждающий оплату указанного товара. Отсутствие у покупателя чека не лишает его возможности обменять товар.
Возврат товара надлежащего качества
Согласно п. 2 ст. 25 ЗоЗПП, потребитель имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврат уплаченной суммы в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения. Данное требование должно быть выполнено в трёхдневный срок.
Как выдвинуть требование
Требование об обмене товара надлежащего качества, а в случае отсутствия аналогичного товара, о возврате может быть заявлено устно. Если продавец не пошёл навстречу, необходимо подать письменную претензию для разрешения дела в досудебном порядке. На любом стадии можно обратиться в бесплатную или платную организацию, занимающуюся защитой прав потребителей, которая может помочь в написании претензии, консультации или оказать услугу по представительству в суде (при необходимости).
Какие непродовольственные товары не подлежат обмену и возврату
Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, ряд товаров не подлежат обмену и возврату, к ним относятся:
- Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях.
- Предметы личной гигиены.
- Парфюмерно-косметические препараты.
- Текстильные товары.
- Швейные и трикотажные изделия.
- Изделия и материалы, полностью или частично изготовленные из полимерных материалов и контактирующие с пищевыми продуктами.
- Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты.
- Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты).
- Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни.
- Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения.
- Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (к ним относятся самолёты, вертолёты, тракторы, автомобили, ноутбуки, персональные компьютеры и так далее, с полным перечнем можно ознакомиться здесь).
- Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему.
- Животные и растения.
- Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).
Таким образом, согласно законодательству, обмен или возврат товара надлежащего качества должен осуществляться продавцом столь же быстро, как и продажа такого товара. Отказ потребителю в его праве будет считаться нарушением закона и может привести к санкциям со стороны надзорных органов и суда.