В уже далеком и вполне сытом 2013 году, когда экономический кризис был вполне очевиден всем, гарант Конституции предложил привязать рост регулируемых тарифов инфраструктурных монополий, чтобы он не превышал уровня фактической инфляции прошлого года. А начать данную практику собирались с 2014 года.
Данное заявление было встречено бурной реакцией со стороны государственных органов и сдержанной реакцией населения. Граждане могли порадоваться тому, что с 2014 по 2019 год рост тарифов услуг ЖКХ, РЖД, метрополитенов и других естественных монополией будет ограничен. А государственные мужи начали писать о том, какая это полезная идея, как она оздоровит экономику России и как здорово будет, когда её воплотят в жизнь.
Ранее внесённые законопроекты
Вообще надо сказать, что идея эта не нова. 11 марта 2011 года в государственную думу был внесен законопроект № 512710-5, который как раз предлагал ограничить рост тарифов естественных монополий уровнем фактической инфляции, путем добавления соответствующих дополнений в бюджетный кодекс РФ. Судьба данного законопроекта была решена спустя полгода после выступления гаранта Конституции. 11 февраля 2014 года данный законопроект был отклонен.
Естественные монополии характеризуются такими технологическими особенностями производства, при которых одна компания эффективнее справится с работой в силу существенного понижения издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства. При этом спрос на такой товар почти не эластичен. Одним из ярчайших примеров естественной монополии, с которым ежедневно сталкиваются миллионы россиян, является метрополитен.
Повышение тарифов метро
Метро пользуется самой большой популярностью, и граждане очень чувствительно воспринимают повышение тарифов на данный вид транспорта, особенно с учетом того факта, что в России уже не первый год падают реальные доходы населения.
Видимо, поэтому, 2 ноября 2016 года в различных СМИ появилась информация о том, что в Санкт-Петербурге, стоимость проезда в метро с 2017 года станет равняться 45 рублям, что на 10 рублей больше, чем действующий тариф. Если бы заявление гаранта Конституции было услышано, и чиновники приняли хоть какие-то меры, направленные на снижение возможности естественных монополий устанавливать цены исходя исключительно из своих интересов, а не интересов граждан, то такое повышение было бы невозможно. Но ничего сделано не было, и в итоге, в то время как эксперты Центрального Банка России рапортуют о снижении инфляции до 5,5%, в Санкт-Петербурге собираются повысить стоимость проезда в метро на 28,6%.
Интересно в данной ситуации ещё и то, что губернатор Полтавченко объясняет такое резкое повышение перениманием опыта Москвы. Однако сравнение тарифов метрополитена в Москве и Санкт-Петербурге отнюдь не выставляет культурную столицу в лучшем свете. Например, стоимость карты на 20 поездок в Москве составляет 650 рублей, против 630 в Санкт-Петербурге, однако у первой карты нет срока действия, а у второй он составляет всего 7 дней.
Сложно сказать, чем именно руководствуются чиновники в своих действиях. Постоянные заявления о необходимости ограничения роста тарифов естественных монополий с последующим нежеланием совершать хоть какие-то действия для подтверждения своих слов раздражают. Макроэкономические показатели снижаются, что уже сейчас привело к тому, что России потребуется не один год для восстановления своих докризисных позиций. При этом повышение стоимости проезда в метро в 2017 году оправдывается не увеличением затрат на оборудование, эксплуатацию подвижных составов или иными объективными причинами, а перениманием некоего опыта из других городов. Правда, можно сказать спасибо за то, что берется опыт Москвы, а не Стокгольма, иначе стоимость проезда могла бы вырасти в 6-8 раз.