Отличия потребителя и покупателя

Покупатель и потребитель – два близких, но не тождественных понятия. Различать их необходимо для грамотного составления претензий, исковых заявлений и иных документов, связанных с защитой прав потребителей.

Кто такой потребитель

Преамбула Закона «О защите прав потребителей» № 2300-1 устанавливает, что потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести товар либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Кто такой покупатель

Согласно статье 454 ГК РФ, одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определённую денежную сумму (цену). То есть покупатель является стороной сделки купли-продажи.

Отличия потребителя и покупателя

Отличий, следующих из данных определений, очень много.

1. Главным отличием является цель заключения договора. Потребитель может преследовать лишь цель удовлетворить личные, семейные, домашние и иные нужды, не связанные с предпринимательской деятельностью. Покупатель же может преследовать любые цели, в том числе, связанные с предпринимательской деятельностью.

2. Юридическое лицо не может являться потребителем. В случае наличия спора между юридическими лицами обращение происходит в арбитражный суд, в случае же спора о защите прав потребителей, обращаться необходимо в суды общей юрисдикции.

3. Потребитель не всегда приобретает товар. Заказав ремонт квартиры из своих материалов, человек не станет покупателем (поскольку не получил какую-либо вещь в собственность), однако будет являться потребителем, поскольку ему будет оказана услуга по ремонту, контрагентом будет являться организация.

4. Покупатель может приобрести товар у физического лица. Потребитель этого сделать не может. Преамбула закона о защите прав потребителей устанавливает, что потребитель, изготовитель или исполнитель – это всегда организация, независимо от её организационно-правовой формы, или индивидуальный предприниматель.

5. У покупателя, являющегося юридическим лицом, или же у физического лица, заключившего договор с другим физическим лицом, нет права ссылаться в обоснование своих требований на Закон «О защите прав потребителей». Связано это с тем, что все существенные условия договора можно включить на стадии предварительного согласования (например, пункт о гарантийном обслуживании товара, послепродажном обслуживании, третейская оговорка и так далее). Если это сделано не было, можно требовать то, что предусмотрено ГК РФ, не более того. Сделано это потому, что потребитель является слабой стороной по сравнению с продавцом (у него меньше опыта, меньший бюджет, нет штата юристов и так далее), а в случае с покупателем, не являющимся потребителем, стороны находятся в равном положении.

6. Покупатель имеет права, предусмотренные ГК РФ (например, ч. 2 ст. 495 ГК РФ устанавливает право на осмотр товара до заключения договора купли-продажи), а также договором. Потребитель же имеет права, предусмотренные ГК РФ, ЗоЗПП и договором (например, ст. 25 ЗоЗПП устанавливает право потребителя на замену товара надлежащего качества).

Таким образом, потребитель и покупатель – это разные правовые статусы субъекта. Когда покупатель является потребителем, то проблем не возникает. Однако не следует совершать ошибки, всегда ставя знак равенства между этими понятиями.