Ответственность стоянки за автомобиль

Огромное количество нерадивых бизнесменов желают отобрать у потребителей как можно больше прав, не спешат соблюдать свои обязанности, при этом хотят исправно получать за свои услуги деньги. Нередко такую ситуацию можно увидеть на платных автостоянках, где пишут, вводя потребителей в заблуждение, что администрация ответственность за сохранность автомобилей не несёт.

Договор с автостоянкой

Когда владелец автомобиля ставит машину на стоянку, то заключает договора хранения. Согласно ч. 1 ст. 886 ГК РФ, по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. Согласно ч. 1 ст. 161 ГК РФ, сделки между юридическими и физическими лицами должны быть совершены в простой письменной форме.
Помимо требований ГК РФ, в России действует Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. № 795 «Об утверждении Правил оказания услуг автостоянок» (далее – Постановление Правительства). Согласно ст. 10 данного Постановления, договор, заключённый в письменной форме между потребителем и исполнителем, должен содержать в себе: ФИО, адрес и номер телефона автовладельца; дату заключения договора, срок хранения автомототранспортного средства; цена услуги по хранению и дополнительных услуг; марку, модель и государственный регистрационный знак автомототранспортного средства, принимаемого на хранение, и так далее.

Ответственность стоянки

Согласно п. 32 Постановления Правительства, в случае утраты (хищения), повреждения или нарушения комплектности автомототранспортного средства при хранении на автостоянке исполнитель обязан возместить убытки, причинённые потребителю, если иное не предусмотрено договором.
В случае если в результате повреждения, за которое исполнитель несет ответственность, качество автомототранспортного средства изменилось настолько, что оно не может быть использовано по назначению, потребитель вправе от него отказаться и потребовать от исполнителя возмещения стоимости этого автомототранспортного средства, а также других убытков, если иное не предусмотрено договором.

Нередко автостоянки прописывают в уставе или правилах, что они не несут ответственность за сохранность автомобиля, однако такой пункт в случае судебного разбирательства будет просто проигнорирован, как не отвечающий требованиям законодательства.

Как получить компенсацию за повреждение или уничтожение автомототранспортного средства

Поскольку ответственность стоянки за сохранность имущества, оставленного на хранение, прямо предусмотрена законодательством, то остаётся лишь вопрос, как получить компенсацию. В силу высокой стоимости автомобиля, владельцы стоянок редко идут навстречу и самостоятельно без лишних споров осуществляют все необходимые выплаты.

В первую очередь, в случае утраты (хищения), повреждения или нарушения комплектности автомототранспортного средства, произошедших в процессе хранения его на автостоянке, необходимо обратиться к представителю автостоянки, с требованием о составлении акта в двух экземплярах, на основании п. 22 Постановления Правительства. Акты должны быть подписаны потребителем и уполномоченным работником исполнителя.
После этого, если есть основания для привлечения третьего лица к ответственности (например, автомобиль сгорел и есть подозрение, что это поджог или же у автомобиля повреждён бампер, что произошло из-за удара другой машины), то необходимо вызвать сотрудников полиции, которые исследуют место происшествия (возьмут копии записей с камер видеонаблюдения, опросят свидетелей и так далее) и составят необходимые документы.

Далее необходимо обратиться к оценщику, который оценит причинённый ущерб. Если имеет место быть спор о причинах возникновения ущерба (например, если машина сгорела, а владелец автостоянки утверждает, что автомобиль загорелся из-за технического сбоя), то необходимо обратиться к эксперту, который должен провести экспертизу, по результату которой напишет экспертное заключение о причинах повреждения.
После проведения указанных действий можно подать претензию с требованием о возмещении убытков, причинённых потребителю. В случае отрицательного ответа на претензию или отсутствия ответа, можно обращаться в суд (как лично, так и через представителей, занимающихся защитой прав потребителей), где потребовать помимо возмещения убытков компенсацию морального вреда.

Таким образом, несмотря на все уверения работников автостоянок, ответственность для них всё равно существует. Помимо этого, имеет место быть положительная для потребителей судебная практика по делам такого рода. Для облегчения жизни нужно требовать соблюдения простой письменной формы договора, а также необходимо бережно хранить все квитанции и иные документы, свидетельствующие о существующих отношениях с конкретной автостоянкой.