Сегодня, 30 марта 2016 года, произошло поистине эпохальное событие. В кулуарах государственной думы был внесен законопроект № 1031440-6 о внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».
В настоящее время ст. 1 федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «О минимальном размере оплаты труда» устанавливается, что минимальный размер оплаты труда с 1 января 2016 года составляет в сумме 6 204 рублей в месяц. Новый законопроект не меняет ничего, кроме цифры. В случае принятия данного законопроекта, сумма увеличится на 21% или до 7500 рублей. Ну и ст. 2 данного законопроекта уточняет, что датой начала его действия является 1 июля 2016 года.
Любопытен тот факт, что, несмотря на усиленные попытки поднять МРОТ, ст. 133 ТК РФ по-прежнему нарушается. В соответствии с ней, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», прожиточный минимум — стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2016 № 178 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2015 г.» величина прожиточного минимума на душу населения в данный момент составляет 9452 рубля. Соответственно, даже в случае принятия законопроекта о повышении минимального размера оплаты труда до 7500 рублей, он все равно будет меньше прожиточного минимума на 26%.
Интерес в данной ситуации представляет ещё и тот факт, что пиковое значение абсолютной величины прожиточного минимума было установлено во втором квартале 2015 года (постановлением правительства от 28 августа 2015 г. № 902). Тогда он составлял 10792 рубля. И после того как в 2015 году инфляция подняла цены на 12,9%, прожиточный минимум был уменьшен.
В общем и целом данный законопроект видится, как попытка подвести ситуацию под строгие рамки статьи № 133 ТК РФ. Однако не совсем ясно, какой в этом смысл, если гражданам проблематично прожить как на 6204 рубля, так и на 7500 рублей в месяц. В ситуации экономики, зависимой от цены на нефть (недаром в России бюджет формируется исходя из среднегодовых котировок цены на нефть), куда более адекватными представляются попытки развить экономику, основным направлением при этом должны стать наукоемкие отрасли. К сожалению, действий в данном направлении не наблюдается, а наблюдается лишь игра цифрами в законах, от которых гражданам ни тепло, ни холодно.