Предупреждение как мера административного наказания

Статья 3.4 КоАП РФ гласит, что предупреждение является мерой административного наказания, выраженной в официальном порицании лица, совершившего административное правонарушение. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Закон также допускает возможность вынесения письменного предупреждения без вынесения постановления о назначении административного наказания, в таком случае подобное предупреждение не несет для лица, совершившего административное правонарушение, негативных юридических последствий, лишь последствия морального характера.
Несмотря на то, что данный вид наказания является самым легким, представляется неверным рассматривать его лишь в качестве морального наказания, поскольку оно все же влечет определенные юридические последствия. Так, например, субъект, в отношении которого было вынесено предупреждение, в течение года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности, что может в дальнейшем повлиять на вид и размер наказания, назначаемого за повторное административное правонарушение.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В таком случае замечание не несет никаких негативных юридических последствий для лица, совершившего правонарушение.