В случае, если гражданин случайно разбил товар, вступает в действие ряд норм, которые регламентируют данную ситуацию. В первую очередь, п. 1 ст. 459 ГК РФ гласит о том, что если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.
Ст. 493 ГК РФ устанавливает, что договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Соответственно, до оформления покупки на кассе риск случайной гибели товара несет продавец, т.е. магазин.
Случаи, когда ответственность будет на магазине
Существует ряд достаточно жёстких норм в отношении магазинов, например, регламентируется ширина проходов между стеллажам. И если ширина меньше установленного, а покупатель разобьёт товар неудачно повернувшись в узком проходе, то вина будет лежать полностью на магазине.
Случаи, когда ответственен всё же будет лежать на покупателе
В КоАП РФ существует ст. 7.17, устанавливающая ответственность за умышленное уничтожение чужого имущества, не повлекшее причинение значительного ущерба. Поскольку на территории РФ действует презумпция невиновности, именно должностные лица должны доказывать умысел, прежде чем привлечь гражданина к ответственности.
Ч. 1 ст. 1064 ГК РФ устанавливает, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Соответственно, в случае умышленного уничтожения товара лицо, причинившее вред, обязано возместить его полную стоимость. Соответственно, если именно действия покупателя привели к порче товара, то он обязан возместить вред в полном объеме. Подобными действиями могут стать намеренное уничтожение товара или случайное уничтожение товара, вследствие, например, случайного выпадения товара из рук (при условии, что товар не был скользким).
В случае конфликтной ситуации с сотрудниками магазина, требующими оплатить товар, самым разумным вариантом станет вызов сотрудников полиции, которые по прибытии на место должны будут принять заявление от сотрудников магазина, взять объяснения у покупателя и зафиксировать все значимые факты в данной ситуации. На основании данных документов магазин сможет обратиться в суд за возмещением вреда, причиненного действиями покупателя.