Возврат товара без чека

Приобретая в магазине вещи, нередко граждане выбрасывают чек на месте. Однако потом, если появится необходимость вернуть товар (в случае, если он не подошёл или имеет не те потребительские свойства, которые были заявлены при продаже), возникает вопрос о возможности возврата товара без чека.

Законодательство и правила

Согласно п. 5 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей», отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Магазин не вправе ущемлять покупателя в правах и выдвигать требования, противоречащие закону. Например, ООО «Леруа Мерлен Восток» какое-то время указывали в кассовом чеке, что возврат товара может быть осуществлён только при наличии чека и паспорта. Тогда Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу обратилось в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц. После рассмотрения дела, 18 октября 2010 года было вынесено решение по гражданскому делу № 2-3321\10, в котором суд признал незаконными действия ООО «Леруа Мерлен Восток», а также обязал магазин довести решение суда до сведения покупателей путём размещения на стендах в торговых залах.

Доказать факт покупки товара у конкретного продавца

Для того, чтобы подтвердить без чека, что товар был приобретён у конкретного продавца, необходимо предоставить хоть какие-то доказательства. Нередко гарантийный талон, руководство по эксплуатации или иные бумаги, идущие в комплекте с вещью, имеют печать организации. Предоставления такого рода документов обычно достаточно.

Согласно п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 г. Москва «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», в подтверждение факта заключения договора и его условий потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания.
Также, когда оплата товара осуществляется потребителем посредством электронных или безналичных расчётов, факт покупки может быть подтверждён выпиской с банковского счёта об авторизации и совершении транзакции с указанием получателя платежа, итогов дебетовых и кредитовых операций, а также иными документами, подтверждающими перевод денежных средств.

В ряде случаев, продавец может пойти на встречу и просмотреть записи с камер видеонаблюдения за указанное покупателем число. Или же восстановить чек, уточнив, что ещё, помимо возвращаемого товара, было приобретено.

После того, как факт приобретения товара был доказан, процедура возврата товара ничем не отличается от обычных процедур возврата, если товар надлежащего качества и если товар ненадлежащего качества.

Что делать в случае отказа в возврате товара без чека

По желанию можно обратиться в органы, занимающиеся защитой прав потребителей, которые бывают как платные, так и бесплатные, с целью получения консультации лично по своей ситуации, а также при необходимости можно будет заказать представительство в суде.
Необходимо подать письменную претензию, в которой изложить обстоятельства приобретения товара, а также требования, предъявляемые продавцу (например, возврат товара, замена товара, устранение недостатков).
Если претензионный порядок соблюдён, а продавец не желает идти на уступки, можно будет подать исковое заявление в суд, добавив требование о компенсации морального вреда, а также выплаты неустойки в размере 1 процента от суммы товара за каждый день просрочки.

Таким образом, сложность в возврате товара без чека заключается только в том, чтобы доказать факт приобретения товара в конкретном магазине. Отказ продавца в возврате товара может повлечь негативные последствия для него в виде внеплановой проверки (в случае обращения в управление Роспотребнадзора), а также наложения штрафа, выплата неустойки и компенсации морального вреда (в случае обращения в суд).