Выборочный досмотр в метро

Ранее, была написана статья про досмотр в метро в которой в частности говорилось об эффективности данного метода борьбы с проносом запрещённых веществ и предметов (из тысячи проверенных лишь у одного была найдена запрещённая вещь). Также за несколько лет после появления первых рамок в метро, в новостях не было сообщено ни разу о предотвращённом террористическом акте, однако 3 апреля 2017 года рамки не помешали установить взрывное устройство и совершить взрыв. Более того, ни разу за всю историю рамки не помогли предотвратить трагедии. Таким образом, нельзя сказать, что и на поприще борьбы с терроризмом данная мера имеет хоть малейший эффект.

Тотальный досмотр

При этом деньги выделены, рамки куплены, сотни людей наняты, хотя бы на бумаге показывать свою эффективность необходимо, для чего после событий 3 апреля в Санкт-Петербурге был введён тотальный досмотр на четырёх станциях метрополитена, что привело к созданию огромных очередей и неудобств. Правда эта мера была направлена в первую очередь на то, чтобы показать Роспотребнадзору всю глупость их требований о тотальном досмотре.
Позже министр транспорта РФ Максим Соколов признал данный метод борьбы с терроризмом неэффективным.
Начиная с самого начала, было ясно, что рамки в метро – всего лишь попытка создать театр безопасности. Проверить всех невозможно в силу гигантского количества желающих воспользоваться услугами метро. А затраты явно превышают возможную выгоду от таких действий. Очевидно, что необходимость что-то менять в применяемых мерах была изначально.
Однако сдаваться сотрудники министерства транспорта явно не собираются. Теперь они предлагают ввести выборочный досмотр. То есть вернуться к тому, что было до 3 апреля.

Признаки потенциально опасных людей с точки зрения сотрудников безопасности метрополитена

При этом поведение террористов уже достаточно подробно изучено и существует ряд признаков, по которым сотрудники безопасности должны определять подозрительных лиц. Например, часто террористы-смертники одеты не по погоде в просторную одежду, чтобы скрыть взрывное устройство; не смотрят кому-либо в глаза; стараются не попадаться в камеры видеонаблюдения. Часто ведут себя сковано, имеют заторможенную реакцию, неестественную бледность или же наоборот сильно возбуждены, резко оглядываются по сторонам, могут облизывать губы.
Впрочем, среди досматриваемых пассажиров редко можно увидеть подобное поведение. Чаще всего досмотру подвергаются молодые люди мужского пола с сумками или рюкзаками, не имеющие вообще никаких признаков, свойственных террористам-смертникам. Отсюда можно сделать вывод, что сотрудники безопасности по метрополитену, принимающие решения о досмотре конкретных лиц, не имеют ни малейшего понятия о своей работе.

Досмотр и Конституция

Досмотр является ограничением права гражданина на неприкосновенность частной жизни. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Учитывая практически нулевую пользу от рамок в метро, можно сказать, что в данном случае права граждан ограничены явно не соразмерно конституционно закреплённым целям.

В дальнейшем подобные эксперименты над гражданами могут привести к уменьшению количества пассажиров в метро, а значит увеличению личного транспорта на дорогах общего пользования и количества пассажиров в наземном общественном транспорте. С учётом роста количества личных автомобилей и потенциального роста нежелания пользоваться услугами подземки (цена на которые выросли в начале 2017 года на 28%), это может привести к транспортным проблемам на дорогах города. А увеличенная загруженность общественного транспорта может привести к терактам в наземном транспорте, что опять же может повлечь за собой гениальную идею какого-нибудь чиновника об установки рамок во всех автобусах города.

Таким образом, качество работы министерства транспорта оставляет желать лучшего. Демонстрация нежелания признавать ошибки и совершенствовать систему безопасности без вреда для города и людей тоже не повышает к данному органу доверие граждан. Впрочем, не факт, что сотрудники данного ведомства пользуются общественным транспортом и что их вообще заботит общественное мнение.