В четверг, 26 мая 2016 года в государственную думу Российской Федерации был внесен законопроект № 1083547-6, который покусился на единый государственный экзамен. Да ещё и как покусился, конечной целью данного законопроекта является отмена ЕГЭ.
Пояснительная записка
При этом нельзя сказать, что с доводами, опубликованными в пояснительной записке, легко поспорить.
Так, они утверждают, что аттестационный порог экзаменов находится на уровне образования успевающего ученика пятого класса. Да, вряд ли полученных баллов хватит на то, чтобы поступить в более-менее приличное высшее учебное заведение на бюджет, но аттестат получен будет (что и является целью для большинства выпускников школ и позволит пойти в ВУЗ на обучение на платной основе).
Также, авторы законопроекта подчеркивают, что в разных регионах страны уровень образования, материального и технического обеспечения разные и попытка подогнать всю страну под единый стандарт оканчивается крайне низким уровнем планки минимального балла, необходимого для сдачи экзамена. Любая попытка поднять эту планку приведет к появлению гигантского пласта школьников, которые не смогут получить аттестат, что неизбежно приведет к появлению большого пласта молодых людей, не способных получить хоть какую-то работу, и в конечном итоге это выльется в повышение криминального уровня. Достаточно вспомнить, как в 2014 году дважды понижали минимальные баллы по единым государственным экзаменам, с целью улучшения показателей по количеству заваливших экзамены. Вначале по русскому с 36 до 24 баллов, потом и по математики с 24 до 20 баллов.
Законопроект предлагает фактически отменить ЕГЭ. Во всяком случае, в виде обязательного государственного экзамена. Так, по русскому и математике предлагается сделать добровольные выпускные государственные экзамены. По русскому это будет итоговое сочинение, которое школы будут оценивать самостоятельно, а по математике контрольные работы нескольких уровней сложности, уровень заданий в которых должен быть выше, чем в нынешнем ЕГЭ по математике.
Отмена ЕГЭ и зарубежный опыт
Вообще людей, которые призывают рассмотреть вопрос об отмене ЕГЭ, было несчетное количество. При введении единого государственного экзамена основными задачами, которые ставились перед экзаменом, были: уменьшение коррупции при приеме в ВУЗы и повышение доступности поступления в высшие учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга для детей из малообеспеченных семей или из провинции. При этом самое интересное, что первая задача прекрасно решается путем развития гражданского общества и созданием сильной правоохранительной системы, а вторая задача решается путем приема чужого опыта. Так, в Америке существуют два основных теста, проводимых сторонними организациями: SAT и ACT. Прохождение этих тестов не обязательно, однако чаще всего в технических ВУЗах требуют сдачи одного из них, и на основании полученных баллов происходит принятие решения о приеме абитуриента. Разумеется, точное копирование данной системы повредило бы, но построение своей системы единого стандарта государственных экзаменов на основе опыта США или других стран было бы разумным решением.
В конечном итоге коррупция в школах в связи с введением единого государственного экзамена выросла в 20-25 раз.
А вот попытка сделать столичные ВУЗы более доступными не сильно помогла, ведь в итоге ряд сильнейших государственных университетов ввел свои дополнительные экзамены (например, творческие конкурсы), помимо ЕГЭ.
Вообще единый государственный экзамен в том виде, в котором он есть сейчас в России – явление уникальное. Попытка подвести всех подростков страны под единые стандарты – идея не новая, но в основном она использовалась фантастами в литературных произведениях жанра антиутопии, и претворять эту идею в жизнь до сих пор никто не решался. Представить себе, что чувствуют школьники, судьба которых целиком и полностью зависит от двух-трех экзаменов, сложно. В итоге родители и школьники готовы на все, чтобы поднять итоговые баллы. Натаскивание на ЕГЭ приобрело массовый характер, и уже с пятого класса детей начинают готовить именно к этому экзамену. При этом полностью забывая о том, что помимо экзамена существует ещё и жизнь, в которой нужно уметь мыслить, а не знать, как решается та или иная задача.
Помимо этого не стоит забывать и про отсутствие устных экзаменов, что ведет к развитию малоинтересных личностей, которые не всегда способны связно и грамотно излагать свои мысли. Особенно это критично среди, например, юристов, которые даже после ВУЗа не способны на сильные и проникновенные речи, а их ораторское мастерство находится не то что бы в зачаточном, а скорее в умерщвленном состоянии.
Каковы шансы принятия законопроекта об отмене ЕГЭ в первом чтении в государственной думе?
Представляется, что они чуть-чуть выше нуля. Все-таки по действиям наших законодателей сразу ясно, чему быть, а что так и останется законопроектом. Например, когда принимался законопроект, вводивший ЕГЭ, было понятно уже с 2001 года, что он будет принят. Начиная с 2001 года, не менялась концепция экзамена (видимо, с первого же раза нашли священный Грааль образования); график роста числа регионов, участвовавших в эксперименте, соблюдался (видимо, экстрасенсорные способности чиновников помогли). А данные о результатах данного эксперимента, начавшегося в 2001 году, никогда не публиковались полностью.
Что же сейчас? В 2015 году министр образования и науки Дмитрий Ливанов говорил о возврате устного экзамена, однако никаких действий в этом направлении совершено не было. И представляется крайне маловероятным, что нынешней власти интересна отмена ЕГЭ. В итоге законодательное собрание Республики Карелия скорее всего зря напрягалось, и этот законопроект отклонят уже в первом чтении.
Впрочем, время идет, другие страны идут вперед. Уверены ли наши уважаемые законодатели, что Россия идет с ними?