Защита прав потребителя

После распада СССР в России возникли определённые проблемы с качеством обслуживания населения сотрудниками коммерческих предприятий. Спустя некоторое время данная ситуация изменилась в лучшую сторону, однако, несмотря на это, многие граждане до сих пор встречаются места, где можно нарваться на грубость персонала, особенно в случае, если потребитель пришёл с претензией. При этом организаций, оказывающих гражданам услуги в сфере защиты прав потребителей, становится всё больше, как частных, так и государственных.

Самостоятельная защита своих прав потребителя

Для самостоятельной защиты необходимо подать претензию продавцу (исполнителю), и в случае отказа или отсутствия ответа в установленный законом срок, нужно обратиться в суд (если цена иска более 50 тысяч рублей, то обращаться в районный суд, в противном случае – к мировому судье).

Бесплатные пути защиты своих прав

Отделы потребительского рынка

Согласно ст. 44 Закона РФ «О защите прав потребителей», № 2300-1, на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе рассматривать жалобы потребителей и консультировать их по вопросам защиты прав потребителей, а также обращаться в суды в защиту прав неопределённого круга потребителей. В случае обнаружения ненадлежащего качества товаров (работ, услуг), а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, сотрудники отделов потребительского рынка обязаны известить об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль над качеством и безопасностью товаров. Прием жалоб потребителей может осуществляться через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

Роспотребнадзор

Организация, обладающая максимальными полномочиями в сфере защиты прав потребителей, это Роспотребнадзор. Согласно п. 4 ст. 40 Закона «О защите прав потребителей», № 2300-1, должностные лица органа государственного надзора имеют право беспрепятственно посещать территорию, здания, помещения и сооружения, используемые коммерческой фирмой при осуществлении своей деятельности в целях проведения мероприятий по контролю. Для этого достаточно предъявить служебное удостоверение и копию приказа руководителя органа государственного надзора о назначении проверки. Также именно они вправе выдавать изготовителям предписания о прекращении нарушений прав потребителей и составлять протоколы об административных правонарушениях в области защиты прав потребителей, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений. При сообщении об инциденте в данную организацию можно получить консультацию, санитарно-эпидемиологическое заключение и обращение в суд в интересах заявителя.

Однако из минусов обращения в Роспотребнадзор можно отметить, что нередко данная организация не отвечает на заявления (особенно оставленные через сайт), а когда реакция всё же следует, привлечение к ответственности продавца редко приводит к скорейшему разрешению проблемы заявителя

Платные пути защиты своих прав

Общество защиты прав потребителей

Согласно ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей»», № 2300-1, граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (союзы, ассоциации), осуществляющие свою деятельность в соответствии со своими уставами и законодательством РФ. При этом прав у таких объединений намного больше, чем у органов местного самоуправления. Такие организации вправе участвовать в разработке проектов законов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществлять общественный контроль в этой сфере и сообщать в органы местного самоуправления для того, чтобы они в пределах своей компетенции принимали меры с целью пресечения нарушения прав потребителей.

При обращении к ним такие организации могут провести независимую экспертизу качества, безопасности товаров, а также соответствие потребительских свойств товаров заявленной продавцами информации о них. Общественные организации вправе обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей. Помимо этого, в таких организациях обычно можно получить правовую консультацию юриста, а также помощь в составлении исковых заявлений и претензий.

Обращение к юристу

Кроме крупных организаций, осуществляющих деятельность в области защиты прав потребителей, есть ещё и частные юристы, работающие в данной сфере. Юрист может проконсультировать, помочь составить претензию и исковое заявление, а также подать заявление в суд в интересах клиента, а за соответствующую доплату ещё и осуществить представительство в суде. При этом у юристов в этой сфере нет прав, которые есть у организаций.

 

Защита прав потребителя доступна каждому, однако лишь люди, постоянно работающие в данной сфере, могут осуществить максимально грамотно и быстро действия, которые восстановят нарушенное право. Самостоятельная защита своих прав также возможна, но для этого придётся потратить определённое время на подготовку, грамотное написание претензии и искового заявления, а также на посещение продавца (или почты) и суда.

comments powered by HyperComments

Можно ли снимать в магазине? | Jus naturale
2017-05-28 02:19:44
[…] незаконных запретов на съемку можно обратиться за защитой прав потребителей в органы, имеющие право на обращение в суд в интересах […]
Возврат товара в интернет магазин | Jus naturale
2017-05-28 02:28:19
[…] течение определённого срока. Так же как и возможность защищать права потребителя путём обращения в соответствующие органы. Ответ на […]
Обувь ненадлежащего качества | Jus naturale
2017-05-28 02:36:59
[…] так и путём обращения в организацию, занимающуюся защитой прав потребителя), в котором можно также добавить требование […]
Если одежда ненадлежащего качества | Jus naturale
2017-05-28 02:59:46
[…] (для этого необходимо обратиться в организацию по защите прав потребителей, имеющую право проведения экспертизы качества […]
Гражданское общество в России | Jus naturale
2017-06-02 01:55:18
[…] правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Однако чаще всего действительно независимые […]
Предпродажная подготовка товара | Jus naturale
2017-06-06 03:04:49
[…] Федерации есть множество организаций, которые занимаются защитой прав потребителей, однако продавцам это редко мешает нарушать […]
Отличия потребителя и покупателя | Jus naturale
2017-06-07 01:56:55
[…] Покупатель и потребитель – два близких, но не тождественных понятия. Различать их необходимо для грамотного составления претензий, исковых заявлений и иных документов, связанных с защитой прав потребителей. […]
Обмен или возврат товара надлежащего качества | Jus naturale
2017-06-27 01:52:30
[…] в бесплатную или платную организацию, занимающуюся защитой прав потребителей, которая может помочь в написании претензии, […]
Навязанная услуга (товар, работа) | Jus naturale
2017-07-16 23:22:31
[…] на неотложные нужды). Способов противостоять этому множество, начиная от обращения в саму организацию и заканчивая […]
Гарантийный срок, его продление и прекращение | Jus naturale
2017-08-03 20:33:50
[…] В случае же возникновения конфликтной ситуации с продавцом, всегда можно обратиться за консультацией в соответствующие органы, занимающиеся защитой прав потребителей. […]
Ответственность стоянки за автомобиль | Jus naturale
2017-08-27 21:43:58
[…] (как лично, так и через представителей, занимающихся защитой прав потребителей), где потребовать помимо возмещения убытков […]
Обмен технически сложного товара | Jus naturale
2017-08-27 21:45:34
[…] Для того чтобы предъявить требование об обмене товара, необходимо подать претензию, а в случае отказа или возникновения проблем можно обратиться в какую-либо организацию, осуществляющую деятельность по защите прав потребителей. […]
Вернуть наушники надлежащего качества | Jus naturale
2017-10-15 00:15:32
[…] или бесплатных специалистов, которые занимаются защитой прав потребителей. Если продавец лояльно относится к своим клиентам, он […]
Досрочное прекращение гарантийного срока | Jus naturale
2018-01-06 13:23:24
[…] Причем, не стоит забывать, что помимо авто дилеров, есть ещё целый ряд продавцов, включающих в договора пункты о досрочном прекращении гарантийного срока, и подобную практику необходимо пресекать. Владелец вещи вправе делать с ней все, что его душе угодно, при этом он все равно будет иметь право на получение гарантийного ремонта, в случае обнаружения недостатков, которые возникли по вине изготовителя. В случае же наличия такого рода ограничений, всегда можно воспользоваться услугами организации, которая вправе обратиться в суд за защитой прав неопределённого круга потребителей. […]
Компенсация морального вреда для повышения качества обслуживания потребителей | Jus naturale
2018-01-06 13:57:09
[…] всегда можно обратиться в организацию, занимающуюся защитой прав потребителя, но такого рода компании обычно также не могут […]
Гарантийный ремонт товара | Jus naturale
2018-01-09 22:30:18
[…] всегда можно обратиться в подходящую организацию, занимающуюся защитой прав потребителей. Однако нередко потребители пытаются сдать в ремонт […]