После распада СССР в России возникли определённые проблемы с качеством обслуживания населения сотрудниками коммерческих предприятий. Спустя некоторое время данная ситуация изменилась в лучшую сторону, однако, несмотря на это, многие граждане до сих пор встречаются места, где можно нарваться на грубость персонала, особенно в случае, если потребитель пришёл с претензией. При этом организаций, оказывающих гражданам услуги в сфере защиты прав потребителей, становится всё больше, как частных, так и государственных.
Самостоятельная защита своих прав потребителя
Для самостоятельной защиты необходимо подать претензию продавцу (исполнителю), и в случае отказа или отсутствия ответа в установленный законом срок, нужно обратиться в суд (если цена иска более 50 тысяч рублей, то обращаться в районный суд, в противном случае – к мировому судье).
Бесплатные пути защиты своих прав
Отделы потребительского рынка
Согласно ст. 44 Закона РФ «О защите прав потребителей», № 2300-1, на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе рассматривать жалобы потребителей и консультировать их по вопросам защиты прав потребителей, а также обращаться в суды в защиту прав неопределённого круга потребителей. В случае обнаружения ненадлежащего качества товаров (работ, услуг), а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, сотрудники отделов потребительского рынка обязаны известить об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль над качеством и безопасностью товаров. Прием жалоб потребителей может осуществляться через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.
Роспотребнадзор
Организация, обладающая максимальными полномочиями в сфере защиты прав потребителей, это Роспотребнадзор. Согласно п. 4 ст. 40 Закона «О защите прав потребителей», № 2300-1, должностные лица органа государственного надзора имеют право беспрепятственно посещать территорию, здания, помещения и сооружения, используемые коммерческой фирмой при осуществлении своей деятельности в целях проведения мероприятий по контролю. Для этого достаточно предъявить служебное удостоверение и копию приказа руководителя органа государственного надзора о назначении проверки. Также именно они вправе выдавать изготовителям предписания о прекращении нарушений прав потребителей и составлять протоколы об административных правонарушениях в области защиты прав потребителей, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений. При сообщении об инциденте в данную организацию можно получить консультацию, санитарно-эпидемиологическое заключение и обращение в суд в интересах заявителя.
Однако из минусов обращения в Роспотребнадзор можно отметить, что нередко данная организация не отвечает на заявления (особенно оставленные через сайт), а когда реакция всё же следует, привлечение к ответственности продавца редко приводит к скорейшему разрешению проблемы заявителя
Платные пути защиты своих прав
Общество защиты прав потребителей
Согласно ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей»», № 2300-1, граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (союзы, ассоциации), осуществляющие свою деятельность в соответствии со своими уставами и законодательством РФ. При этом прав у таких объединений намного больше, чем у органов местного самоуправления. Такие организации вправе участвовать в разработке проектов законов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществлять общественный контроль в этой сфере и сообщать в органы местного самоуправления для того, чтобы они в пределах своей компетенции принимали меры с целью пресечения нарушения прав потребителей.
При обращении к ним такие организации могут провести независимую экспертизу качества, безопасности товаров, а также соответствие потребительских свойств товаров заявленной продавцами информации о них. Общественные организации вправе обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей. Помимо этого, в таких организациях обычно можно получить правовую консультацию юриста, а также помощь в составлении исковых заявлений и претензий.
Обращение к юристу
Кроме крупных организаций, осуществляющих деятельность в области защиты прав потребителей, есть ещё и частные юристы, работающие в данной сфере. Юрист может проконсультировать, помочь составить претензию и исковое заявление, а также подать заявление в суд в интересах клиента, а за соответствующую доплату ещё и осуществить представительство в суде. При этом у юристов в этой сфере нет прав, которые есть у организаций.
Защита прав потребителя доступна каждому, однако лишь люди, постоянно работающие в данной сфере, могут осуществить максимально грамотно и быстро действия, которые восстановят нарушенное право. Самостоятельная защита своих прав также возможна, но для этого придётся потратить определённое время на подготовку, грамотное написание претензии и искового заявления, а также на посещение продавца (или почты) и суда.