К сожалению, необходимо признать, что девиантное поведение не является чем-то необычным, и каждый человек может столкнуться с его проявлением. Одним из примеров такого поведения является злоупотребление правами потребителя, которое выливается в ущемление прав продавца. А с учётом того факта, что продавец всегда считается сильной стороной в споре, ему нередко приходится идти на уступки даже тогда, когда закон на его стороне. Поэтому необходимо рассмотреть вопрос о защите прав продавца.
Нельзя считать девиантным поведением действия потребителя, направленные на реализацию своего права. Например, гражданин вправе знакомиться с товаром любым не запрещённым законом способом. Поэтому попытка запретить ему сделать фотографию ценника или товара является незаконной и не может считаться правом продавца.
Иным примером может являться право потребителя вернуть товар надлежащего качества, который не подошёл ему по каким-либо свойствам в течение 14 дней. Реализация данного права полезна как для потребителей, так и для продавцов. Знание, что человек всегда сможет вернуть товар, который ему не подошёл, позволяет человеку спокойно приобретать вещи и не переживать о том, что потом некуда будет её деть. Для продавца это хорошо тем, что увеличивается вероятность спонтанной покупки.
Однако ряд граждан злоупотребляют данным правом и нередко пользуются вещью две недели, после чего возвращают товар в магазин и требуют вернуть уплаченные денежные средства. В этом случае продавец вправе не принимать товар и не исполнять требования покупателя, если вещь была в употреблении или не были сохранены товарный вид, потребительские свойства, пломбы или фабричные ярлыки. И для того, чтобы реализовать данное право, необходимо провести осмотр товара и, в случае обнаружения следов эксплуатации, зафиксировать это в акте осмотра и сделать фотографию, на которой видны соответствующие следы. В случае если покупатель всё равно будет настаивать на своих требованиях, то придётся либо согласиться с гражданином, либо провести экспертизу, по результатам которой и строить дальнейшую свою позицию.
Защита прав продавца требуется и в том случае, если требования потребителя связаны с проведением ремонта за счёт магазина по гарантии. При этом нередко на ремонт пытаются отдать вещи, которые были выведены из строя действиями самого покупателя. В таком случае единственным возможным способом реализовать своё право не платить за ремонт может являться доказательство нарушения гражданином правил эксплуатации купленной вещи.
В то же время существует ряд товаров, в которые производитель не вкладывает инструкцию по эксплуатации, из-за чего потребитель может не знать часть свойств купленной вещи и по незнанию привести товар в негодность. Например, не каждый человек знает, в какой-то обуви нельзя выходить в дождь. В такой ситуации суд может расценить действия продавца как нарушение закона о защите прав потребителей, который устанавливает обязанность продавца ознакомить потребителя с правилами и условиями эффективного и безопасного использования товаров (ст. 10 ЗоЗПП РФ).
Чтобы доказать факт ознакомления покупателя со всей необходимой информацией, лучше всего сделать свои инструкции по использованию купленной вещи (если они не были вложены изготовителем) и отдавать эти инструкции вместе с покупкой.
Если покупатель называет конкретную цель приобретения товара, а продавец советует ему неподходящую для его целей вещь, то после получения претензии от гражданина продавец никак законно не сможет отказать покупателю в возврате денежных средств или замене товара.
Таким образом, можно сделать вывод, что единственный действенный способ защиты прав продавца является полное и всеобъемлющее соблюдение действующего законодательства. При этом едва ли не каждый шаг магазина должен быть задокументирован и доказан соответствующим образом в суде.